Любой
Москва
Московская область
Республика Адыгея
Вход, регистрация

Не двигатель, а мечта... эвакуатора

Уменьшение затрат на топливо сразу на 15-20% — это, согласитесь, может впечатлить кого угодно. Трудно поверить, что такое возможно вообще, когда технические специалисты разных рангов и мастей успели убедить нас, что двигатели внутреннего сгорания исчерпали резервы, а снижение расхода горючего даже на пару-тройку процентов требует применения сложных и из-за этого не всегда экономически целесообразных решений.

Конечно, чего не сделаешь ради пиара: смотрите, дескать, что мы можем! Однако рядом с пиаром ходят концепты, а Mazda, наобещавшая помимо упомянутой выше экономии топлива еще много всяческих услад, уверяет, что к пиару кажущийся неправдоподобным анонс не имеет никакого отношения. Речь идет о серийных разработках, идущих на замену моторам, которые свои резервы уже исчерпали. Так что же японцы сделали-то, в конце концов?

Skyactiv

Прототипы Skyactiv уже были показаны журналистской братии, или, другими словами, представителям общественности

В чем соль

Степень сжатия всему голова. Чем она больше, тем эффективней работа ДВС, и вместе с ней лучше все, что хотелось бы от ДВС получить. В бензиновом двигателе Mazda Skyactiv-G степень сжатия 14. Серьезная заявка для выполнения обещаний, если учесть, что в обычных бензиновых моторах этот параметр никогда не превышал 11. Почему? Выше прыгнуть детонация не позволяет. Вернее, позволяла бы, но при условии использования бензина с небывало огромным октановым числом. И это проблема, ибо цена у такого бензина должна быть подобающей, из-за чего экономия топлива, на которой настаивает Mazda, покажется детским лепетом по сравнению с заправкой.

Skyactiv

 

Но нет, заверяют японцы, для Skyactiv-G нужен обычный 95-й бензин. Дело, видите ли, вовсе не в нем, а в двигателе, который совершенствовали со времен Отто. Совершенствовали, но так до ума и не довели, при всем почтении ко всем, кто этим занимался. До Mazda, разумеется.

Сбоку бантик

Высокое давление и температура обуславливают образование в рабочей смеси активных перекисей — взрывчатых соединений, ни за что не жалеющих сгорать нормально. При увеличении степени сжатия давление растет, стало быть, во избежание детонации надо уменьшать температуру.

Сделать это можно впрыскиванием бензина непосредственно в камеру сгорания, отбирая этим тепло на испарение жидкой фазы. Но прямой впрыск серийно давно используется в моторах GDI, HPI, FSI и т.д. и точно не способен безболезненно поднять степень сжатия сразу на несколько единиц. А где же обещанная новизна? Та самая, что поколеблет незыблемость постулатов о взаимосвязи степени сжатия и стойкости к детонации?

Skyactiv-G

В бензиновом Skyactiv-G выхлопному коллектору причудливой формы отводится роль главного охладителя камер сгорания

 

И тогда Mazda с легкостью фокусника вытаскивает из другого рукава нечто похожее на современную интерпретацию скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья». Это выхлопной коллектор — ему и отводится роль главного охладителя камер сгорания. Всему виной, по мнению Mazda, отработавшие газы, вырывающиеся из цилиндра, в котором начался выпуск, и по выхлопному коллектору попадающие в цилиндр, где выпуск заканчивается, но выпускной клапан еще не успел закрыться. Предложенный японскими инженерами «Лаокоон» должен предотвратить такое перетекание газов, что опять же снизит температуру в цилиндре. Если честно, причудливый выхлопной коллектор, как и прямой впрыск, тоже не новость, но дело не в этом. Вопрос в том, способно ли уменьшение доли отработавших газов с 8%, как в обычных двигателях, до 4%, как заявлено для Skyactiv-G, вкупе с прямым впрыском обеспечить рост степени сжатия до феноменальной для стандартных бензиновых моторов величины без детонационных последствий?

Личное мнение
Мне бы японский оптимизм, но что-то подсказывает, что в понятие 95-й бензин мы и они все-таки вкладываем разный смысл. Вот кто кого: их Skyactiv-G или наш бензин? Полагаю, рано или поздно победа будет за нами.

«Холодный запуск», по-моему, мы тоже трактуем по-разному. Ну да — Саппоро, зима, Олимпиада... Что-то про зиму японцы, наверное, знают. Россияне, впрочем, про зиму тоже кое-что знают и для своей Олимпиады выбрали Сочи, а не Сыктывкар. А ведь в Сыктывкаре это была бы совсем другая Олимпиада. В общем, какой Skyactiv ни возьми — бензиновый или дизельный, — думаю, не двигатель получился, а мечта. Мечта эвакуаторов: без работы она их точно не оставит.

С ног на голову

Впрочем, с дизельными постулатами японцы обошлись еще круче. В турбодизеле Skyactiv-D степень сжатия опять-таки 14. И это тоже неслыханно, поскольку она ниже 16 до сих пор в турбодизелях не бывала. А не бывала низкой она не только из-за того, что иначе прахом пойдет дизельная экономичность, но прежде всего потому, что высокая степень сжатия является условием, при котором принципиально возможно осуществлять воспламенение от сжатия вообще. И чем ниже температура окружающей среды и холоднее дизельный мотор, тем проблематичнее его запустить, если с помощью сжатия невозможно нагреть воздух в цилиндрах до температур, обеспечивающих самовоспламенение паров солярки.

Skyactiv-G

Для дизеля Skyactiv-D заявлено уменьшение расхода топлива на 20% и выполнение норм токсичности Евро-6 без применения сажевого фильтра

 

Не беда, уверяет Mazda. Ухудшение пусковых свойств можно частично компенсировать более мощными свечами накаливания. А окончательно с пусковыми проблемами позволит справиться регулируемый ГРМ, который до полного прогрева двигателя будет в периоды тактов впуска на короткое время приоткрывать выпускные клапаны в соответствующих цилиндрах и возвращать в них порции горячих отработавших газов из выхлопного коллектора. И пока мы мучительно раздумываем, откуда возьмутся горячие газы, если дизель еще запустить надо, японцы полны оптимизма. А как же иначе, ведь впрыснутое топливо должно лучше, чем в дизелях со степенью сжатия 16-18, перемешиваться с воздухом, благодаря чему сгорать полней со всеми вытекающими из этого удовольствиями — заявленным Mazda уменьшением расхода топлива на 20% и выполнением норм токсичности Евро-6 без применения сажевого фильтра.

Вердикт

Если бы это существовало только на бумаге, можно было бы верить или не верить — как кому нравится. Но то-то и оно, что не просто имеются прототипы, которые испытываются в заводских лабораториях, чтобы подтвердить либо опровергнуть чьи-то теоретические изыски, а первые экземпляры Mazda СХ-5 со Skyactiv уже появились на дорогах. Так что мужайтесь...

03.05.2012 — 11:01
Источник: «Автобизнес», Сергей Боярских

Объявления20474

Поиск

Вторые руки80