Любой
Москва
Московская область
Республика Адыгея
Вход, регистрация

Обслуживаем «автомат» — как, где и за сколько?

Слить старое масло, заменить фильтр, залить свежее масло, чтобы его уровень был не ниже и не выше требуемого, — по последовательности и значению выполняемых операций обслуживание автоматической коробки передач напоминает обслуживание двигателя.

Внешняя схожесть указанных процедур нередко подталкивает владельцев автомобилей с АКП к самостоятельному обслуживанию коробки. Однако в отличие от двигателей, где замена масла, как правило, не таит серьезных сложностей, в обслуживании «автоматов» есть нюансы, из-за которых желание сделать работу своими руками может быстро смениться разочарованием в собственных силах и возможностях.

В чем проблемы

Все зависит от конструкции коробки. Например, при обслуживании не обойтись без щупа, с помощью которого определяется уровень залитой трансмиссионной жидкости. Если в АКП будет заправлено недостаточное ее количество, то насос помимо масла начнет подхватывать воздух. Из-за этого жидкость вспенивается. В системе не создается необходимое давление, что ведет к пробуксовке дисков фрикционов и другим износным явлениям. Заканчивается езда с низким уровнем масла досрочным ремонтом коробки. Плох и перелив, ведущий к выдавливанию сальников и прокладок.

АКП

Самотеком из АКП удаляется меньше половины отработанной жидкости, а остальное задерживается в «бублике» гидротрансформатора, гидроблоке и других узлах

 

Однако щуп масломера предусмотрен далеко не во всех АКП. Во многих моделях «автоматов» вместо щупа в предусмотренное для него отверстие вставлена заглушка. Есть коробки, где об уровне и вовсе придется судить лишь по появлению свежей жидкости из контрольного отверстия. Щуп, конечно, можно купить, но учитывая, что при самостоятельном пользовании понадобиться он может лишь один-два раза, а обойдется в 35-40 у.е., экономического смысла у такой покупки нет.

Алексей БЕРЕЗИНСКИЙ, СТО «ЛеМан»:
— Если периодичность обслуживания АКП не оговорена, или, другими словами, коробка считается необслуживаемой, мы рекомендуем начинать менять масло после первых 120 тысяч километров и далее после каждых 60 тысяч. При самостоятельном обслуживании заламывают болты крепления поддона, неправильно устанавливают его прокладку, после чего появляется течь, неправильно устанавливают фильтр — коробка может работать некорректно. Но основное — точно выставить уровень масла. Не умеют пользоваться щупом, а когда его нет — вообще беда. Часто ориентируются на объем слитого масла, хотя при этом не знают, каким уровень был до замены — нормальным или нет. Бывает, льют не то, что прописано в инструкции.

И со щупом, кстати, тоже не все просто. В отличие от щупа двигателя с понятными любому автомобилисту метками min и max на нем, у масломера АКП меток больше. По одним из них устанавливается уровень при заливке холодной жидкости, с помощью других уровень жидкости проверяется после прогрева АКП и при необходимости доводится до нормы. Есть особенности и в процедуре проверки — уровень моторного масла проверяется в неработающем двигателе, при проверке уровня в АКП двигатель должен работать на холостых оборотах.

FRG

При самостоятельном обслуживании нередко заламывают болты крепления поддона

Где же масло, где же фильтр?

Отдельная тема — замена фильтра. В некоторых АКП, чтобы до него добраться, понадобится разборать коробку — по объему работы сопоставимо с ее ремонтом. В таких случаях при обслуживании ограничиваются только заменой масла.

Если в фильтре присутствует стружка или даже мелкие фрагменты каких-то деталей — это должно насторожить

 

Еще одним сюрпризом для владельца, взявшегося самостоятельно обслужить АКП и при подготовке к этой процедуре успевшего купить жидкость в объеме, соответствующем заправочной емкости коробки, может оказаться количество слитого старого масла. Самотеком из АКП удаляется меньше половины отработанной жидкости, остальное задерживается в «бублике» гидротрансформатора, гидроблоке и других узлах. Кто про это не знает, тот начинает паниковать: коробка работала с недостаточным количеством масла, а это наверняка плохо! На этом основании заливает свежую жидкость, ориентируясь не на метки масломера, а на то, сколько влезет, дескать, дальше масло как-

Павел ЖУРКО, СТО «ЛеМан»:
— Существует миф, что замена масла может повредить. Случаи, когда после обслуживания АКП перестает работать, действительно бывают. Одна из наиболее частых причин такого исхода — вода в масле. Попасть в коробку она может через сапун или из-за неисправности радиатора. Масло при этом становится цвета кофе с молоком или бело-розовым, как зефир. В масляно-водной эмульсии накладки фрикционов делаются хрупкими и отслаиваются. После замены свежее масло, имеющее прекрасные моющие свойства, срывает накладки и этот мусор забивает масляные каналы.

Чтобы заменить старую жидкость полностью, понадобится специальный аппарат

А у тех, кто знает, что в коробке останется больше половины «отработки», появляется повод засомневаться в целесообразности обслуживания: зачем лить свежую жидкость, если она сильно разбавится старой? Можно ограничиться частичной заменой масла, нередко так и делают, но чтобы заменить старую жидкость полностью, понадобится специальный аппарат, искать который в гаражах, разумеется, так же бессмысленно, как и щуп масломера.

А надо ли обслуживать вообще?

Однако чаще вопрос необходимости обслуживания возникает, когда АКП заявлена необслуживаемой, из-за чего для нее в руководстве по эксплуатации периодичность замены жидкости не оговаривается, но зато имеются предупреждения, что масло залито на весь срок службы агрегата.

Вопрос, что подразумевается под сроком службы агрегата, до сих пор остается открытым. По мнению многих специалистов, речь может идти не более чем о 300.000 км пробега. При средней интенсивности эксплуатации это соответствует примерно 8-12 годам. Что дальше случится с АКП в частности и автомобилем вообще, производителей, похоже, не волнует. Их может волновать только то, чтобы после указанного срока старый автомобиль был отправлен в утиль, а вместо него куплен новый, а иначе на всей автомобильной промышленности придется поставить крест по причине отсутствия рентабельности. К сожалению, автомобилисты финансово не готовы ответить на чаяния производителей — у нас множество автомобилей с 7-10 лет еще только начинают свою долгую карьеру. А «вечных» масел не бывает в принципе, поэтому, что бы там ни говорилось об отсутствии надобности в обслуживании, менять жидкость в АКП необходимо.

В отличие от щупа двигателя с понятными любому автомобилисту метками min и max, у масломера АКП меток больше

 

И еще: обслуживание — действенный способ промежуточной диагностики состояния АКП. Старое масло черное и сильно отдает горелым, в фильтре и на магнитном уловителе присутствует стружка или даже мелкие фрагменты каких-то деталей — это должно насторожить.

Стоимость обслуживания в немалой степени определяется количеством масла, необходимого для заливки, в этом отношении разные модели АКП отличаются друг от друга существенно. С фильтром проще — в комплекте с прокладкой поддона он обойдется в 1000-1500 руб. Если фильтр идет в сборе с поддоном, можно готовить порядка 2000-2200 руб. За услуги СТО придется заплатить 700-1100 руб.

Вердикт

Обслужить АКП самостоятельно или обратиться на СТО — решать вам. Если в коробке есть измерительный щуп, а до фильтра можно добраться после простого снятия поддона, почему не попробовать? Не всегда то, что кажется страшным с чужих слов, таким оказывается на самом деле.

 

20.05.2012 — 10:26
Источник: «Автобизнес», Сергей Боярских

Объявления20474

Поиск

Вторые руки80