Любой
Москва
Московская область
Республика Адыгея
Вход, регистрация

Рулевая рейка — что с ней делать?

Рулевая рейка, как ее принято именовать, — неправильное название узла, о неисправностях которого мы собираемся поговорить и заодно подсказать автовладельцам, что нужно делать, чтобы преждевременно не отправить этот узел в ремонт или вовсе в утиль.

Реечный рулевой механизм — вот что верно. Сама рейка — лишь одна из его деталей, представляющая собой ось с зубьями, находящимися в зацеплении с червяком рулевого вала. Однако мы не пойдем наперекор народной терминологии и будем называть рассматриваемый механизм именно рейкой, нравится это кому-то или нет.

Посмотрите, что она делает

Во-первых, рулевая рейка преобразует вращение рулевого вала, повинующегося повороту «баранки», которую крутит, понятно, водитель, в поступательные движения рулевых тяг вправо-влево. Далее перемещение передается поворотным кулакам передних колес автомобиля — они поворачиваются в нужном направлении. Говоря проще, без рейки не повернешь.

Шток ходит туда-сюда и коррозийными язвами изнашивает кромки сальников

 

Червяк и золотник, распределяющий потоки жидкости, находящейся под давлением, в полости силового цилиндра

 

Во-вторых, ось рейки одновременно является штоком с поршнем, а ее корпус — силовым цилиндром гидроусилителя руля. В корпус установлен золотник, распределяющий потоки жидкости, находящейся под давлением, в ту или иную полость силового цилиндра. Повернул водитель, скажем, руль вправо — в соответствующую от поршня рейки полость нагнетается жидкость и своим давлением на поршень помогает передним колесам автомобиля повернуться куда надо. Другими словами, рейка позволяет сидящему за рулем маневрировать автомобилем, затрачивая минимум мускульных усилий.

И взгляните, что она вытворяет

Пока рейка работает — все замечательно, но все хорошее рано или поздно заканчивается. Из рейки может потечь жидкость, может появится стук, свидетельствующий, что не все ладно стало с зазорами в сочленениях. Величина суммарного люфта в рулевом управлении, между прочим, является параметром, из-за которого автомобиль способен не пройти техосмотр и в результате не будет допущен к участию в дорожном движении до устранения неисправности. Вот насколько все серьезно.

Защита от грязи — пыльники. Беда, если они прохудились

 

Течь и стук — типовые неисправности рейки, однако она способна выкинуть и другие «коленца». Если руль, который чуть-чуть повернули, вдруг сам продолжит вращение в ту же сторону — это не значит, что в автомобиле поселился добрый домовой, помогающий водителю управлять машиной, а говорит о том, что в корпусе золотника появилась выработка или, что еще хуже, в золотнике сломался торсион. В какую-то сторону руль стал крутиться легче, чем в другую, — причины у такого явления, в общем-то, те же.

Валерий Станкевич, СТО «Авторесурссервис»:
— Многое сказать о состоянии рейки может жидкость. Чаще заглядывайте в бачок гидроусилителя. Если масло почернело, помутнело, значит, в системе появились продукты износа насоса гидроусилителя. Говоря проще, насос погнал стружку. Масло и насос — срочно на замену. Насос все равно «не жилец», а не поменяешь его — погубит рейку. Систему надо обязательно промыть свежей жидкостью, для промывки ее надо много: оптимум — 20 литров, минимум — 5.

Что ее губит

Основные недруги рейки — время, грязь и вода. С первым из них ничего не поделаешь. Контактирующие детали механически изнашиваются, зазоры между ними увеличиваются, и однажды наступает предел. Прежде всего, критичен износ зубьев на червяке и штоке рейки. Изнашиваются они по-разному: в центре, где зубья постоянно при деле, быстрей, чем по краям, где они задействуются лишь при крайних положениях руля. Зубья не восстановишь, стало быть, шток — на выброс.

В центре рейки зубья изнашиваются быстрей, чем по краям, где они задействуются лишь при крайних положениях руля

 

Сальники тоже не вечные, но грязь и вода могут ускорить их износ. Защита от грязи — пыльники. Беда, если они прохудились, например, опять-таки от времени, по причине образования «старческих» трещин. Бывает, что пыльники рвутся и по другим причинам. К примеру, водитель неудачно проехал по лесу и зацепил торчащий над землей сук. Или автомобиль приехал на СТО для регулировки развала-схождения. Пыльник крепится хомутами. Не всегда хомут на рулевой тяге оказывается «сговорчивым» либо до него просто неудобно добраться. «Моя бы голова болела, когда время — деньги», — решает профи, регулирующий развал, и начинает крутить тягу, не освободив хомут, что ведет к закручиванию пыльника. Перекрученный пыльник долго не проживет. Либо тот же профи или другой, менявший рулевые тяги, не удосуживается правильно установить и закрепить хомут обратно, тем самым оставляя для грязи лазейку. На многих моделях реек, чтобы пыльники при сжатии не раздувало и не повреждало воздухом, находящимся внутри, между пыльниками предусмотрена вентиляционная трубка. С установкой этой трубки та же история.

Приступаем к рекомендациям

В принципе, почему пыльник стал негерметичным, не так уж и важно. Важно, что через дырку внутрь попадает вода и инициирует коррозию на штоке. Шток ходит туда-сюда, а грязь, проникшая под чехол пыльника вместе с водой, ускоренно, как теркой, изнашивает кромки сальников, уплотняющих корпус рейки, — течь жидкости не заставляет себя долго ждать. Вот вам и первые рекомендации, как не попасть на досрочный ремонт, — следить за целостностью пыльников и при разрыве сразу же их менять. Проверяйте работу «спецов», менявших рулевые тяги или регулировавших углы установки передних колес, — при всем почтении не всегда они ее делают по совести.

Вторая рекомендация давно напрашивалась: появился стук — нечего медлить с обращением на СТО. Стук — проявление «ударной» работы. Сам по себе он не исчезнет, даже если в церковь сходить и свечку поставить, а зубья на штоке и червяке тем временем будут бить друг по другу, пока не выбьются окончательно. После этого рейку ждет серьезный ремонт, а скорее замена. Все может быть совсем не так, если, пока для зубьев еще не поздно, грамотно отрегулировать зазор в зацеплении.

Почему пыльник стал негерметичным, не так уж и важно. Важно, что внутрь пыльника попадает вода и инициирует коррозию. Сверху видна вентиляционная трубка

 

Жидкость в гидроусилителе тоже не вечная. Со временем в ней накапливаются продукты износа, а жидкостью между тем смазываются трущиеся детали рейки. Менять жидкость или нет — сами-то как думайте?

Вердикт

Рейка — это самый дорогостоящий узел в рулевом управлении. Как его беречь, вроде «разжевали». Остался открытым вопрос, как устранить возникшие неисправности и можно ли это сделать самостоятельно. Однако это тема для отдельного рассказа. 

28.05.2012 — 13:09
Источник: «Автобизнес», Сергей Боярских, фото автора

Объявления20474

Поиск

Вторые руки80