Любой
Москва
Московская область
Республика Адыгея
Вход, регистрация

Шаловливая рециркуляция

Двигатель «захворал». Он стал хуже запускаться, пропала тяга, загорелся Check... Обычные симптомы, повинными в которых способны быть многие системы мотора. Но после того как под прицел защитников окружающей среды попали окислы азота, содержащиеся в выхлопных газах, к традиционным источникам моторных проблем прибавился еще один — клапан рециркуляции выхлопных газов, он же клапан EGR.

Правда, речь должна идти не о клапане, а целой системе Exhaust Gas Recirculation, предназначенной, как понятно из предисловия, для снижения концентрации окислов азота в отработавших газах до уровня, оговоренного в экологических стандартах Euro той или иной редакции. И, кстати, в зависимости от года вступления в силу очередной нормы Euro может изменяться исполнение системы на двигателе: с пневмомеханическим (как правило, Euro-2 и −3) или с электрическим клапаном (более поздние редакции Euro), хотя независимо от исполнения работают все EGR по одинаковой принципиальной схеме.

Дело принципа

Интенсивность образования окислов азота определяется температурой и давлением в камере сгорания: чем они ниже, тем ниже и эмиссия окислов. Способов уменьшения температуры и давления много, но наиболее эффективным и в то же время не оказывающим существенного влияния на показатели двигателя зарекомендовал себя обратный подвод и подмешивание к горючей смеси небольшой порции отработавших газов — та самая рециркуляция.

 egr1

Слой сажи внутри крышки впускного коллектора. Алюминиевый «цилиндр», видимый за крышкой, — это и есть исполнительный клапан EGR

 

Для ее осуществления впускной и выпускной коллекторы сделаны сообщающимися. Канал рециркуляции перекрывается исполнительным клапаном EGR, и в зависимости от положения клапана обратный подвод выхлопных газов происходит или не идет. Запуску двигателя рециркуляция мешает. Для быстрого прогрева холодного двигателя тоже лучше, чтобы она не работала. И это же справедливо для режимов, когда от двигателя требуется больше мощности. Во всех указанных случаях клапан EGR закрыт, рециркуляция не происходит, но в режимах частичных нагрузок он открывается, чтобы обеспечить то, для чего система EGR задумана.

Вакуум и электроника

Сначала системы EGR не были отягощены премудростями. Фактически вся работа системы определялась разряжением, создаваемым в вакуумных магистралях, подводимых к исполнительному и управляющему клапанам. Отсюда, кстати, еще одно бытующее название таких систем — вакуумные. Когда невысокая точность вакуумных систем перестала удовлетворять более жестким новым нормам Euro, приблизительность работы пневматики стала заменяться электроприводом с электронным управлением.

 egr2

Нагар мешает клапану плотно закрываться, нарушает подвижность штока

 

Что принес прогресс — известно. Если не рассматривать изменения, произошедшие с системой рециркуляции в целом, а взглянуть только на исполнительный клапан EGR, выяснится, что в случае вакуумной системы он состоит лишь из корпуса, штока с тарелкой, диафрагмы, пружины. При электронном же управлении в клапане появляется шаговый электродвигатель, обеспечивающий перемещение штока в соответствии с командами блока управления, который, к слову, увеличивает стоимость клапана более чем в 3 раза.

Что их губит

Моторы Opel для примера выбраны неспроста — их EGR давно стал притчей во языцех, но, впрочем, за денежные расчеты мы принялись рановато. Для начала клапан должен выйти из строя, однако, как показывает опыт эксплуатации вакуумных EGR, причиной их неисправности как минимум в 70% случаев является разгерметизация системы. Иногда в этом действительно виноваты клапаны EGR, если в них прорвалась диафрагменная мембрана. Однако помимо EGR вакуумом могут управляться другие системы. Если в качестве примера продолжать рассматривать упомянутые дизели Opel, то на них в общие с клапанами EGR вакуумные магистрали «запитаны» также клапан регулирования давления наддува в турбокомпрессоре и клапан управления вихревыми заслонками во впускном коллекторе. Перестал какой-либо из этих клапанов держать вакуум или вышел из строя вообще — это скажется на EGR. Но если бы это было все! Есть в автомобиле, например, вакуумный усилитель тормозов, и были случаи, когда при разрыве его мембраны начинал барахлить EGR. Если автомобиль оборудован климатической установкой, вакуумная линия вообще уходит в салон, где управляет приводами воздушных заслонок. И прореха в магистралях может появиться где угодно. Перетерлась, соскочила или обломалась какая-то трубка — этого будет достаточно, чтобы вызвать проблему с EGR, хотя сам клапан в таких случаях, понятно, ни при чем. Требуется найти, где происходит подсос воздуха, принять необходимые меры, и система вновь станет работоспособной.

 egr3

Сажей обрастает не только клапан EGR, но и вихревые заслонки во впускном коллекторе

 

Что же касается именно клапана EGR, стоящего во впускном коллекторе, то помимо разрыва мембраны для него губителен нагар. В выхлопных газах обязательно присутствует что-то, что, оседая на поверхность штока и седло клапана, превращается в кокс. Особенно уязвимы клапаны EGR дизельных моторов, в выхлопных газах которых содержится много сажи. Нагар мешает клапану плотно закрываться, нарушает подвижность штока. В конечном итоге клапан в каком-то положении зависает вовсе. И опять-таки еще не все потеряно — вероятность того, что после очистки от нагара клапан заработает снова, вполне велика. И только если очистка не поможет, тогда приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

С электрическим клапаном EGR подобных проблем меньше, так как благодаря высокой точности дозировки отработавших газов и работы моторов, оснащенных такой системой рециркуляции, в их выхлопных газах всегда намного меньше сажи, чем при вакуумных системах. Правда, и общий ресурс электроклапана, к сожалению, меньше. Опыт эксплуатации показывает, что выдерживает такой клапан 200-250 тыс. км, а затем с ним начинаются проблемы, связанные с механическим износом подвижных деталей. Увеличиваются зазоры, в которые забивается сажа, после чего клапан начинает заклинивать и какими-то мерами вроде очистки помочь невозможно.

Что делать

Когда клапан EGR потребовал замены, есть три способа решения вопроса: покупка нового, покупка «бэушного» или вовсе эмулирование клапана. С новым все понятно. С «бэушной» деталью в принципе тоже. При покупке вакуумного клапана на «разборке» обычно есть возможность его вернуть, если не медлить с установкой и после установки обнаружится, что к положительному результату замена не привела. С покупкой «бэушного» электроклапана все намного хуже. Он может заработать как надо, но отказать через два-три месяца, и вот тогда его обратно продавец не примет. Эмулятор — отдельная тема, которая по цене может оказаться сопоставимой с покупкой нового клапана, особенно в случаях, когда клапан контролируется блоком управления двигателем. К тому же эмулирование ухудшает экологические показатели, что вряд ли может приветствоваться.

 egr4

Управляющий клапан EGR установлен отдельно, проблемы создает редко и, как правило, лишь по причине разрыва мембраны

 

Эмулятор целесообразен в системах EGR с элекроклапаном, но есть нюансы в эксплуатации. Отработавшие газы не пойдут во впускной коллектор, чем решается вопрос отложения сажи. Однако нет и гарантии, что не появятся проблемы с электропроводкой, датчиком массового расхода воздуха и диагностикой двигателя из-за того, что эмулятор предлагает ЭБУ считать, будто все работает исправно, даже при наличии неисправности.

Юрий Хмелюк, мастер СТО по ремонту Opel:
— На автомобилях с современными дизельными моторами нельзя ездить «в натяг», как ездили на старых дизелях. Это основная ошибка водителя. Современные дизели должны «раскручиваться» так же, как и бензиновые двигатели. Переключение передач и постоянное движение на оборотах ниже двух тысяч ведет к повышенному образованию сажи в выхлопе. На этих же оборотах работает EGR, сажа идет во впускной коллектор. И ее там бывает столько, что иногда не только коллектор, но и головку приходилось снимать, чтобы вычистить сажу из каналов. Так вот, чем дольше стрелка тахометра будет находиться в зоне ниже двух тысяч оборотов, тем быстрее начнутся проблемы с EGR. Чтобы поездку на ремонт EGR существенно оттянуть по времени, мотор надо крутить. Для динамики разгона и для экономии топлива это также лучше.

Вердикт

Но делать что-то придется, и любой из способов ремонта стоит денег. На чем остановить выбор, зависит от многих обстоятельств, и не всегда желание владельца машины решить вопрос малой кровью совпадает с мерами, которые необходимо предпринять, чтобы вернуть EGR работоспособность.

11.04.2012 — 12:19
Источник: «Автобизнес», Сергей Боярских

Объявления20474

Поиск

Вторые руки80